Аккумуляторы: компактнее, легче, сильнее
Компания Porsche выпустила летний аккумулятор. Литий-йонные батареи нового типа пока будут ставить на бензиновые автомобили. Но электрический Porsche явно не за горами.
Компания Porsche предлагает свой литий-ионный аккумулятор для автомобиля. Это открывает новые перспективы для создателей электромобилей и автомобилей с гибридными двигателями, пишет Deutsche Welle.
Пока (с января 2010 года) такие батареи будут устанавливаться на «обычные» Porsche 911 GT3, 911GT RS, Boxter Spyder (в качестве опции ценой в 1904 евро, позже батарея будет стоить 2500 евро). Она будет поставляться в качестве летней батареи. Дело в том, что литий-ионные аккумуляторы из-за особенностей своей конструкции не могут работать при минусовых температурах. Летняя батарея — прообраз батарей будущего.
Литий-ионные батареи существенно легче традиционных, обладают большей емкостью, рассчитаны на более долгий срок жизни. Porsche сделал ставку на аккумуляторы с литий-железо-фосфатными электродами (LiFePO4). Этот вариант более надежен, чем батареи, где используется марганец, кобальт или никель, и позволяет создать на борту напряжение 12 вольт.
Батарея, устанавливаемая на Porsche, весит менее шести килограммов, то есть на 10 килограммов легче традиционной (свинцовой) батареи емкостью 60 ампер-часов. Благодаря этому, говорят конструкторы, улучшаются динамические качества машин. Не стоит забывать, что речь сейчас идет о спортивных автомобилях, где каждый лишний грамм отражается на скоростных характеристиках. Поэтому ставить эти батареи предполагается, например, для участия в кольцевых гонках.
Новый аккумулятор на 70 миллиметров ниже обычного, но легко монтируется на обычное место в автомобиле. Все разъемы такие же как всегда. Несмотря на то, что емкость батареи составляет всего лишь 18 ампер-часов, она вполне сопоставима со свинцовой батарей в 60 ампер-часов, а в чем-то даже превосходит ее.
Литий-ионный аккумулятор уже сейчас используется на электромотороллерах. В отличие от традиционных батарей, эту невозможно разрядить полностью, поскольку в нее интегрирована электронная система, контролирующая уровень разряженности. Когда емкость падает до заранее установленного минимума, раздается звуковой сигнал, предупреждающий о необходимости подзаряжать аккумулятор от работающего мотора, или от сети.
Известно, что реально на полезную работу используются лишь 30 процентов емкости свинцовых батарей. Литий-ионные, благодаря своей конструкции, отдают практически весь свой заряд, то есть отдаваемая мощность таких батарей существенно выше. При запуске мотора она развивает полную мощность, независимо от степени разряженности. Из-за меньшего внутреннего сопротивления такая батарея заряжается лучше и быстрее свинцовой при движении машины. Если такая батарея стоит, например, на складе, то разряжается меньше и дольше, чем свинцовая.
Важность этой разработки, в общем-то, не в том, что у Porsche появился новый аккумулятор, а в том, что его появление доказывает, что и эта компания работает над созданием электромобиля. Ведь главное препятствие на пути его массового распространения — это батареи. Пока они тяжелы (составляют половину веса автомобиля) и при этом обладают малой емкостью, то есть требуют постоянной подзарядки.